Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
г. Кондопоги Республики Карелия

Часто задаваемые вопросы

Что такое лицензия и свидетельство о государственной аккредитации?

Лицензия – документ, выдаваемый Министерством образования Республики Карелия. Он указывает на то что, наша школа «имеет право осуществления образовательной деятельности». При выдаче лицензии проверяется соответствие требований к материально – техническому обеспечению, педагогическому составу, оснащённости образовательной организации учебниками и учебным оборудованием и др. Свидетельство о государственной аккредитации – это  документ, выдаваемый Министерством образования Республики Карелия. Он указывает на то что, наша школа «имеет право на выдачу выпускникам документов государственного образца (аттестат об основном общем образовании, аттестат о среднем общем образовании). Аккредитация подлежат все образовательные программы, на которые школа имеет лицензию. Все наши документы можно увидеть на сайте школы в разделе «Документы».

Родителям будущих первоклассников

Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?

Не обязательно. Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Ваших детей научат читать и писать в первом классе.

Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?

Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня. Уроки длятся 35 минут, в середине учебного дня - большая динамическая перемена. Первое время в расписании первоклассников всего 3 урока, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности - учебной. Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня. Это поможет ребенку стать организованным.

Почему учителя не ставят оценки в первом классе, ведь родители хотят знать об успеваемости своего ребенка?

В первом классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда  Словесная оценка деятельности школьника присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.

Как организуется досуг первоклассников после уроков?

Наша школа предлагает учащимся кружки, спортивные секции и другие виды развивающей деятельности. Подробнее об этом можно прочитать в разделе «Дополнительная информация».

Есть ли у детей возможность отдохнуть на уроке?

С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальцев. Кроме того, учителя начальных классов стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, чтобы переключать внимание школьников. Все это способствует снижению утомления первоклассников на занятии.

Есть ли в 1 классе домашние задания?

Домашних заданий в первом полугодии 1 класса нет.

Как быть, если ребенок леворукий?

Не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас есть целый комплекс учебных принадлежностей для леворуких детей

Какова продолжительность учебного года для первоклассников?

Продолжительность учебного года для первоклассников - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. Учебный год делится на четыре разные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для первоклассников в середине третьей четверти.

Какова продолжительность учебной недели?

Учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока.

Какова продолжительность урока в первом классе?

Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая.

Какова роль динамической паузы?

После третьего урока по расписанию следует динамическая пауза, которую целесообразно проводить при максимальном использовании свежего воздуха. В нашей школе для учащихся начальной школы организован выход на улицу в любое время года.

Обязательна ли школьная форма в школе?

Вопрос о школьной форме в школе решается в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия № 24П от 07.02.2014 г. «Об установлении требований к одежде обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».  Мнение большинства родителей в последнее время также склоняется в пользу школьной формы. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим школьника, удобна и практична.

Можно ли носить в школу мобильный телефон?

Мы не рекомендуем носить в школу мобильный телефон, т.к. у младшего школьника  велико искушение поиграть на уроке в электронную игру, воспользоваться выходом в Интернет или использовать телефон как счётное устройство. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес у недоброжелателей.

На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?

Прежде всего на умение будущего школьники общаться со сверстниками, ведь 11 лет ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Ребенок в семье должен иметь свои небольшие обязанности. Это формирует чувство ответственности перед обществом - семьей, классом. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?

Вопрос конфликтов в отношениях между людьми самый непростой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребёнку дружить с товарищем. Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям.

Если взрослым неизвестны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор, пока ситуация не проясниться. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс. Умению общаться вам придётся учить ребёнка ещё очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов «Я виноват…».

Обученность или интеллектуальное развитие, что важнее?

Родители часто путают понятия «интеллектуальное развитие» и «обученность». Обученность – это те умения, навыки, которым ребенка обучили: умение читать, писать, считать. Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к саморазвитию, к самостоятельному обучению, к решению разных нестандартных задач.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность: заключается она в том, что ребенку будет скучно учиться. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. Ведь кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков, так как школа, это еще и система социализации, дисциплинирующая система.

Может ли ребёнок уходить один домой после уроков?

Ответственность за здоровье ребёнка вне школы,  во внеучебное время несут его родители. Школа обеспечивает безопасность учащихся во время их пребывания в учебном заведении.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии – комплекс мер по сохранению здоровья ребенка.

В него входят:

  • Оснащение кабинетов: оно производится мебелью соответствующей роcту каждого учащегося.
  •  Методическая подготовка: при составлении плана каждого урока учитываются возрастные особенности детей, их физическое состояние и даже время года. На уроках происходит смена  видов деятельности, при необходимости – физминутка.
  • Здоровое питание: питание в школе организуется с учетом всех санитарных требований. Задача нашей столовой – сделать здоровую пищу вкусной и вкусную пищу здоровой.
  • Медицинское сопровождение: проводятся  регулярное обследование детей. Выносятся рекомендации по обучению и питанию учащихся. Проходят плановые прививки и диспансеризации.
  • Расписание дня составлено с учетом пиков активности учащихся, типовых нагрузок и необходимости смены видов деятельности.

Организация внеурочной деятельности

Что понимается под внеурочной деятельностью?

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа   реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Обязательна ли внеурочная деятельность?

Да образовательное учреждение обязано организовать внеурочную деятельность:

п. 16 ФГОС НОО: основная образовательная программа начального общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность (приказ МОиН РФ  от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

п. 13 ФГОС ООО: основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебный план и внеурочную деятельность (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Какова основная цель внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Каковы основные задачи внеурочной деятельности?

Задачи внеурочной деятельности:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся
  • улучшить условия для развития ребенка
  •  учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Каковы основные принципы организации внеурочной деятельности?

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  •  учёт возрастных особенностей
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы
  • связь теории с практикой
  • доступность и наглядность
  •  включение в активную жизненную позицию.

Какие существуют виды внеурочной деятельности?

Виды внеурочной деятельности:

  • Познавательная
  • Игровая
  • Трудовая (производственная) деятельность
  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность)
  • Проблемно-ценностное общение

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Какие существуют формы организации внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии,  кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности са­мих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога. Содержание примерных программ внеурочной деятель­ности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий, так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, экспедиции, конкурсы, слеты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах присмотра за детьми.

Можно ли освободить от часов внеурочной деятельности детей, профессионально занимающихся в учреждениях дополнительного образования, культуры и спорта?

Да. Этот вопрос решается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Ребенка освобождают не от всей внеурочной деятельности, а только от дополнительных аудиторных часов.

При освобождении таких детей при отчетах необходимо показать, что внеурочная деятельность для данной категории детей организована не только ресурсами образовательного учреждения, но и родителями (законными представителями) самостоятельно.

Образовательное учреждение от родителя (законного представителя) берет заявление о том, что ребенок посещает учреждение дополнительного образования, культуры или спорта в объеме определённого количества часов за неделю.

Курение на территории школы

Могут ли исключить из школы за курение?

Основания отчисления обучающегося из школы предусмотрены статьей 61 Закона «Об образовании в РФ». Отчисление как мера дисциплинарного взыскания применяется в отношении учащихся старше 15 лет, которые допустили неоднократные, грубые нарушения Устава школы и локальных нормальных актов.

Что будет, если поймали за курением на территории школы?

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение на территории образовательного учреждения с 1 июня 2013 года запрещено.

За курение на определенных территориях и в помещениях (в т.ч. в школах и пришкольной территории) предусмотрен штраф от 500 до 1500 руб.

Если факт курения на территории школы будет зафиксирован (составлен протокол, предъявлены свидетельские показания и т.п.) родителей могут привлечь к административной ответственности в судебном порядке.